Накануне 21 октября, все Российские СМИ в один голос приветствовали принятие новых поправок в закон «О связи». Попробуем разобраться, что же изменилось и чем это грозит тем, кто использует рассылки СМС-сообщений, то есть вас с нами. С полным текстом поправок можно ознакомиться по ссылке: http://www.rg.ru/2014/07/25/svyaz-dok.html.
Введено понятие «заказчик рассылки». Кто же является этим заказчиком рассылки? Конечный клиент (то есть вы) или компания СМС-агрегатор (то есть мы), которой оператор предоставляет технические возможности (SMS-шлюзы) для рассылок? Накануне принятия поправок, оператор Мегафон решил трактовать их по-своему, разорвал все договорные отношения с СМС-агрегаторами по рассылке через свои официальные каналы, начал требовать, чтобы каждый наш клиент заключал с оператором прямой договор. При этом нам до сих пор не предложено ни адекватных условий, ни выгоды, которую мы по сути должны иметь за такое посредничество.
Все вроде бы правильно, но что будет, если все операторы решат работать по такой же схеме? В России 4 крупных оператора (Мегафон, Билайн, МТС, Теле 2), региональные операторы (СМАРТС, Skylink, Байкалвестком, Уралсвязьинформ, Мотив и т.д.) и около сотни крохотных операторов. Предположим, что у вас небольшой интернет-магазин, вы отправляете посылки своим клиентам по всей России, соответственно и телефоны получателей различных российских операторов. Хотите организовать оповещение о статусе заказов, например "Ваша посылка №... прибыла на почту. Спасибо за заказ!". Вам придется объехать всю Российскую Федерацию, чтобы заключить с каждым оператором сотовой связи договор на различных условиях, с каждым рассчитываться отдельно по его тарифам, каждому платить различные сборы (например Мегафон с 10 октября начал требовать плату за имена отправителей - 1000 рублей в месяц) и с каждым разбираться отдельно в случае каких-либо проблем. Что, еще не перехотели организовывать рассылку?
Еще один вариант, казалось бы более простой. Можно отправлять СМС-сообщения через какого-то одного оператора или даже с обычной сим-карты. А вот здесь будет другая проблема – российские операторы теперь (вполне по закону) могут блокировать СМС, которые поступают не через их официальные каналы, извне, от других операторов. Причем эти фильтры еще очень и очень несовершенны, очень часто блокируются случайным образом просто похожие СМС.
Получается, что для конечных клиентов просто вырастут цены на рассылки через официальные каналы операторов, за имена отправителей придется платить и создадутся новые сложности в виде заключения договоров для нас и вас. Вот и все, что преподнесли эти изменения. Что самое интересное, эти поправки никак не повлияют на количество незаконных рассылок, против которых они и разрабатывались. Весь СМС-спам отправляется не через официальные прямые каналы, а через небольших и зарубежных операторов.
Какими бы не были продвинутыми фильтры операторов, каким-то образом сегментировать 140 байт (именно столько составляет размер 1 SMS-сообщения) практически невозможно. Услуга передачи сообщений сама по себе очень выгодна для операторов. По различным оценкам себестоимость передачи одного сообщения составляет всего $0,000004 (₱ 0,00016). Получается, что продавая даже 1 СМС-сообщение по цене $0,008 (32 копейки) операторы имеют 2000-кратную прибыль. Пока есть этот источник прибыли для операторов, будет и СМС-спам.