За десятилетие рынок СМС рассылок претерпел серьезные изменения. Мы решили вспомнить, что было в этот период и поделиться с вами мыслями о перспективах.
Пожалуй, первый важный период зарождения произошел в 2002-2004 годах. В это время активной популяризации мобильной связи появились компании, которые поняли, что СМС-сообщения - это новый и перспективный инструмент маркетинга. Начали появляться первые массовые рассылки СМС и СМС-агрегаторы (сервисы рассылок СМС). В 2003 году операторы начали предоставлять СМС-шлюзы, для возможности массовой отправки на множество телефонов. Средняя стоимость на тот момент составляла 40 копеек за отправку через эти шлюзы. Количество СМС спама на тот момент составляло в среднем 1 СМС на абонента в месяц.
13 марта 2006 года выходят поправки в федеральный закон «О рекламе», которые касались нежалательных рассылок email и СМС спама. Количество незаконных рассылок немного сократилось, однако вскоре вернулось на прежний уровень.
В период экономического кризиса 2008-2009 годов, компании начинают искать новые более дешевые способы рекламы. В этот период резко увеличивается количество СМС спама. Российские банки так же начинают активно внедрять интернет-банкинг и рассылать транзакционные СМС по операциям по счетам и картам.
В 2012-2013 годах СМС спам переходит в разряд эпидемии. Главной причиной этого являлись ценовые войны операторов. Многие региональные операторы, чтобы переманить к себе клиентов начали предлагать каналы с очень низкой стоимостью до 2-3 копеек за СМС. Количество спама в этот период составляло до 15 СМС в месяц на абонента. Многим приходило (только вдумайтесь!) по 10 СМС-сообщений в день с ненужной рекламой. Рассылки выходят из-под контроля.
Только в конце 2013 года этому наконец-то приходит конец. Операторы вводят свои, так называемые прямые каналы, и начинают блокировать рассылки от сторонних операторов. Теперь, чтобы например отправить СМС оператору Мегафона, нужно отправлять его через официальный канал Мегафона. Другие российские сотовые операторы тоже постепенно переходят работать по такой же схеме. За счет монополизации, операторы сами начинают устанавливать цены. С 2014 года цены на СМС рассылки начали составлять 50 копеек. Количество спама упало до 2 СМС/месяц. Стало просто невыгодно отправлять по таким ценам СМС спам. В целом, эти меры серьезно оздоровили рынок, помогли закончить демпинговые войны, из-за которых сами же операторы и создали проблему нежелательных рассылок.
Новый скачок цен и изменений произошел после принятия поправок в закон «О связи» в конце 2014 года. Мобильным операторам он дал больше возможностей для фильтрации спама, изменения цен и давления на СМС агрегаторов. Цены на рассылки СМС на операторов «Большой тройки» выросли до 1 рубля. Как это отразилось на количестве спама? Поживем – увидим.